Expecto
из кодификатора и интернетаФолькло́р — народное творчество, чаще всего именно устное; художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия (предания, песни, частушки, анекдоты, сказки, эпос), народная музыка (песни, инструментальные наигрыши и пьесы), театр (драмы, сатирические пьесы, театр кукол), танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство.
Поэ́тика (от греч. поэтическое искусство) — теория поэзии, наука, изучающая поэтическую деятельность, её происхождение, формы и значение, — и шире, законы литературы вообще.
Художественный вымысел - изображаемые в художественной литературе события, персонажи, обстоятельства, не существующие на самом деле. Вымысел не претендует на то, чтобы быть истинным, но и не является ложью. Это особый род художественной условности, и автор произведения, и читатели понимают, что описываемых происшествий и героев в действительности не было, но вместе с тем воспринимают изображаемое как то, что могло бы быть в нашей повседневной земной жизни или в каком-то другом мире.
Фанта́стика — разновидность мимесиса, в узком смысле — жанр художественной литературы, кино и изобразительного искусства; её эстетической доминантой является категория фантастического, состоящая в нарушении рамок, границ, правил репрезентации («условностей»). Основным признаком фантастики является наличие в произведении фантастического допущения.
Классици́зм (фр. образцовый) — художественный стиль и эстетическое направление в европейском искусстве XVII—XIX вв.
В основе классицизма лежат идеи рационализма, которые формировались одновременно с таковыми же идеями в философии Декарта. Художественное произведение, с точки зрения классицизма, должно строиться на основании строгих канонов, тем самым обнаруживая стройность и логичность самого мироздания. Интерес для классицизма представляет только вечное, неизменное — в каждом явлении он стремится распознать только существенные, типологические черты, отбрасывая случайные индивидуальные признаки. Эстетика классицизма придаёт огромное значение общественно-воспитательной функции искусства. Многие правила и каноны классицизм берет из античного искусства (Аристотель, Гораций).
Комедия (Д. И. Фонвизин), сатира (А. Д. Кантемир), басня (А. П. Сумароков, И. И. Хемницер), ода (Ломоносов, Г. Р. Державин).
Сентиментали́зм (франц. чувство) — умонастроение в западноевропейской и русской культуре и соответствующее литературное направление. Произведения,написанные в этом жанре, основаны на чувствах читателя. В Европе существовал с 20-х по 80-е годы XVIII века, в России - с конца XVIII до начала XIX века. Доминантой «человеческой природы» сентиментализм объявил чувство, а не разум, что отличало его от классицизма. Не порывая с Просвещением, сентиментализм остался верен идеалу нормативной личности, однако условием её осуществления полагал не «разумное» переустройство мира, а высвобождение и совершенствование «естественных» чувств. Герой просветительской литературы в сентиментализме более индивидуализирован, его внутренний мир обогащается способностью сопереживать, чутко откликаться на происходящее вокруг. По происхождению (или по убеждениям) сентименталистский герой — демократ; богатый духовный мир простолюдина - одно из основных открытий и завоеваний сентиментализма.
Карамзин, ранний Жуковский.
Романтизм - идейное и художественное направление в европейской и американской духовной культуре конца 18 — 1-й половины 19 вв. Французский romantisme ведёт родословную от испанского romance (так называли в средние века романсы испанские, а затем и рыцарский роман) через английский romantic (романтический), передаваемое по-французски romanesque, а затем romantique и означавшее в 18 в. "странное", "фантастическое", "живописное". В начале 19 в. слово "Р." становится термином для обозначения нового литературного направления, противоположного классицизму.
В советском литературоведении термину "Р." нередко придают и другой, расширительный смысл. Им обозначают противостоящий реализму (в широком смысле) тип художественного творчества, в котором решающую роль играет не воспроизведение действительности, а её активное пересоздание, воплощение идеала художника. Такому типу творчества присуще тяготение к демонстративной условности формы, к фантастике) гротеску, символике.
Тютчев, Лермонтов, Жуковский, Баратынский, Пушкин.
Реали́зм (лат. realis — «существенный», «действительный», от res — «вещь») — стиль и метод в искусстве и литературе, а также философская доктрина, согласно которой предметы видимого мира существуют независимо от человеческого восприятия и познания.
Поздний Пушкин "Борис Годунов", "Капитанская дочка", Лермонтов "Герой нашего времени".
Модернизм:
Символизм (небесное) - трагизм, уход от реальности в истинный мир, мистика, религия, вера, метафорический, усложненый язык, двуплановость, аллитерации, ассонансы, звукописи, музыкальность, недосказанность, многозначность, идея революции духа.
Бальмонт, Блок.
Акмеизм (связь неба и земли) - поэтизация вещной реальности, адамизм, цветовая палитра, красочность. Единое мировое культурное пространство. Тоска по мировой культуре. Прошлое плюс настоящее равно будущее.
Гумилёв, Ахматова (фольклор, память, история, Пушкин, гуманизм, Данте, европейская культура, языки), Мандельштам.
(Цветаева (вне категорий) - дневник, камерность поэзии, интертекстуальность (у всех))
Футуризм (земное) - новая русская действительность.
Маяковский, Хлебников.
Постмодернизм
Саша Соколов, Георгий Иванов.
Литературный РОДЫ: Эпос, Лирика, Драма.
ЖАНРЫ: Роман ("Евгений Онегин", "Герой нашего времени", "Отцы и дети", "Обломов", "Преступление и наказание", "Тихий Дон", "Белая гвардия", "Мастер и Маргарита", "Доктор Живаго"
, Роман-эпопея ("Война и мир"
, Повесть ("Капитанская дочка", "Шинель", "Один день из жизни Ивана Денисовича"
, Рассказ ("Студент", "Ионыч", "Человек в футляре", "Дама с собачкой", "Смерть чиновника", "Хамелеон", "Господин из Сан-Франциско", "Чистый понедельник", "Старуха Изергиль", "Матрёнин двор"
, Очерк, Притча, Поэма ("Медный всадник", "Мцыри", "Кому на Руси жить хорошо", "Двенадцать", "Облако в штанах", "Реквием", "Василий Тёркин"
, Баллада ("Светлана"
, Лирическое стихотворение, Песня, Элегия, Послание, Эпиграмма, Ода, Сонет, Комедия, Трагедия, Драма.
Поэ́тика (от греч. поэтическое искусство) — теория поэзии, наука, изучающая поэтическую деятельность, её происхождение, формы и значение, — и шире, законы литературы вообще.
Художественный вымысел - изображаемые в художественной литературе события, персонажи, обстоятельства, не существующие на самом деле. Вымысел не претендует на то, чтобы быть истинным, но и не является ложью. Это особый род художественной условности, и автор произведения, и читатели понимают, что описываемых происшествий и героев в действительности не было, но вместе с тем воспринимают изображаемое как то, что могло бы быть в нашей повседневной земной жизни или в каком-то другом мире.
Фанта́стика — разновидность мимесиса, в узком смысле — жанр художественной литературы, кино и изобразительного искусства; её эстетической доминантой является категория фантастического, состоящая в нарушении рамок, границ, правил репрезентации («условностей»). Основным признаком фантастики является наличие в произведении фантастического допущения.
Классици́зм (фр. образцовый) — художественный стиль и эстетическое направление в европейском искусстве XVII—XIX вв.
В основе классицизма лежат идеи рационализма, которые формировались одновременно с таковыми же идеями в философии Декарта. Художественное произведение, с точки зрения классицизма, должно строиться на основании строгих канонов, тем самым обнаруживая стройность и логичность самого мироздания. Интерес для классицизма представляет только вечное, неизменное — в каждом явлении он стремится распознать только существенные, типологические черты, отбрасывая случайные индивидуальные признаки. Эстетика классицизма придаёт огромное значение общественно-воспитательной функции искусства. Многие правила и каноны классицизм берет из античного искусства (Аристотель, Гораций).
Комедия (Д. И. Фонвизин), сатира (А. Д. Кантемир), басня (А. П. Сумароков, И. И. Хемницер), ода (Ломоносов, Г. Р. Державин).
Сентиментали́зм (франц. чувство) — умонастроение в западноевропейской и русской культуре и соответствующее литературное направление. Произведения,написанные в этом жанре, основаны на чувствах читателя. В Европе существовал с 20-х по 80-е годы XVIII века, в России - с конца XVIII до начала XIX века. Доминантой «человеческой природы» сентиментализм объявил чувство, а не разум, что отличало его от классицизма. Не порывая с Просвещением, сентиментализм остался верен идеалу нормативной личности, однако условием её осуществления полагал не «разумное» переустройство мира, а высвобождение и совершенствование «естественных» чувств. Герой просветительской литературы в сентиментализме более индивидуализирован, его внутренний мир обогащается способностью сопереживать, чутко откликаться на происходящее вокруг. По происхождению (или по убеждениям) сентименталистский герой — демократ; богатый духовный мир простолюдина - одно из основных открытий и завоеваний сентиментализма.
Карамзин, ранний Жуковский.
Романтизм - идейное и художественное направление в европейской и американской духовной культуре конца 18 — 1-й половины 19 вв. Французский romantisme ведёт родословную от испанского romance (так называли в средние века романсы испанские, а затем и рыцарский роман) через английский romantic (романтический), передаваемое по-французски romanesque, а затем romantique и означавшее в 18 в. "странное", "фантастическое", "живописное". В начале 19 в. слово "Р." становится термином для обозначения нового литературного направления, противоположного классицизму.
В советском литературоведении термину "Р." нередко придают и другой, расширительный смысл. Им обозначают противостоящий реализму (в широком смысле) тип художественного творчества, в котором решающую роль играет не воспроизведение действительности, а её активное пересоздание, воплощение идеала художника. Такому типу творчества присуще тяготение к демонстративной условности формы, к фантастике) гротеску, символике.
Тютчев, Лермонтов, Жуковский, Баратынский, Пушкин.
Реали́зм (лат. realis — «существенный», «действительный», от res — «вещь») — стиль и метод в искусстве и литературе, а также философская доктрина, согласно которой предметы видимого мира существуют независимо от человеческого восприятия и познания.
Поздний Пушкин "Борис Годунов", "Капитанская дочка", Лермонтов "Герой нашего времени".
Модернизм:
Символизм (небесное) - трагизм, уход от реальности в истинный мир, мистика, религия, вера, метафорический, усложненый язык, двуплановость, аллитерации, ассонансы, звукописи, музыкальность, недосказанность, многозначность, идея революции духа.
Бальмонт, Блок.
Акмеизм (связь неба и земли) - поэтизация вещной реальности, адамизм, цветовая палитра, красочность. Единое мировое культурное пространство. Тоска по мировой культуре. Прошлое плюс настоящее равно будущее.
Гумилёв, Ахматова (фольклор, память, история, Пушкин, гуманизм, Данте, европейская культура, языки), Мандельштам.
(Цветаева (вне категорий) - дневник, камерность поэзии, интертекстуальность (у всех))
Футуризм (земное) - новая русская действительность.
Маяковский, Хлебников.
Постмодернизм
Саша Соколов, Георгий Иванов.
Литературный РОДЫ: Эпос, Лирика, Драма.
ЖАНРЫ: Роман ("Евгений Онегин", "Герой нашего времени", "Отцы и дети", "Обломов", "Преступление и наказание", "Тихий Дон", "Белая гвардия", "Мастер и Маргарита", "Доктор Живаго"





