Expecto
Литература, это мне, чтобы не забыть, не читайте
ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА.
1. "Слово о полку Игореве."
Князь Игорь Святославович, сын эпохи. Это «средний князь» своего времени: храбрый, мужественный, в известной мере любящий родину, но безрассудный и недальновидный, заботящийся о своей чести больше, чем о чести родины. Ради личной славы Игорь готов был положить тысячи жизней русичей, и при этом мнил себя защитником земли Русской. В его незрелом политическом сознании государственные интересы отождествлялись с личными и родовыми. Таков был его патриотизм. Политическая ограниченность Игоря усугублялась его духовным невежеством – маловерным небрежением к земной и небесной иерархии власти. Именно тут лежали основные причины Каяльской трагедии. Великая беда Руси в том, что если высший Бог и другие Боги не будут почитаться князьями, то без их помощи всю Русь ожидает бедствие, подобное Каяльской трагедии. Где же выход из порочного круга междоусобиц? Прислушаемся к голосам Ярославны и Игоря. Именно к светлым небесным силам обращается Ярославна с мольбой о милосердии. В ответ солнце указывает Игорю в ночи направление побега из плена. Следовательно, первый завет самоспасения Руси – в сердечном устремлении к помощи Высших Светлых Сил. От всех потрясений и переживаний душа Игоря преобразились, в его сердце ожили чувства веры, справедливости, благодарности к Высшим Силам за помощь в удачном побеге из плена. Исповедальная речь Игоря, обращённая к Донцу, символически обозначает пересмотр его духовно-политических взглядов. Следовательно, второй завет самоспасения Руси – в осознании князьями необходимости светлого преображения своих душ. Третий завет поэт высказывает непосредственно от своего имени. Князь Игорь, наконец, осознал и эту истину, осознал абсолютную неотложность единства русских сил в борьбе со степью. Следовательно, князь Игорь – самый главный князь, рассказав судьбу Игоря, автор смог передать все три завета самоспасения Руси.
Буй-Тур Всеволод, упоминается его жена. В начале создания образа Всеволода звучит ласковая речь и предводителю похода: «один братъ, один светъ светлый ты, Игорю…». Здесь звучат и нежность, и родственная гордость, и понимание общих интересов. Характеристика Всеволода автором полностью совпадает с описанием князя в Ипатьевской летописи, где говорится о том, что в Ольговичах всех он был удалее, отличался добротой и мужественной доблестью.
Знаменитое место в монологе Всеволода – похвала курянам – отважным воинам.
В решительной схватке предстаёт Всеволод перед нами в облике храброго воина, в первом ряду сражающегося. Пускает он во врагов стрелы, гремит по вражеским шлемам мечом, куда он, увенчанный золотым шлемом, не поскачет, словно всюду лежат вражеские головы. Он не замечает ран, забыл о чести и жизни, об отцовском златом престоле, о своей милой жене – Глебовне, о её любви и ласке. Недаром упоминается жена Всеволода – это символ мира.
Святослав Киевский, "отец" Игоря и Всеволода, мудрый.
Плач Ярославны, Ярославна. Плачет обо всех воинах, не только об Игоре, символ женщин.
Осмомысл Галицкий – отец Ярославны, могущественный властитель богатого Галицкого княжества.
Всеслав Полоцкий. Автор вспоминает давно жившего князя для того, чтобы сказать его потомкам о судьбе их деда. Рассказывается своего рода новелла-притча. Всеслав Полоцкий в народной памяти слыл чародеем. В «Слове…» он действует не только как князь, но и как сказочный оборотень, умевший превращаться в зверя.
Автор не скрывает отрицательного отношения к деду Святослава Киевского, Олегу Святославичу, который именуется Гориставичем.
Особняком в «Слове» стоит образ певца – поэта Баяна. Отношение к нему автора сложное и противоречивое. При всём своём уважении к славе и величию Бояна, автор относится к нему с лёгкой иронией, подчёркивая непреемленность для себя его «старых словес».
Этот образ нужен автору для того, чтобы подчеркнуть собственное следование «былинам сего времени» – действительным событиям. Он нужен автору, чтобы указать на правдивость своего произведения; в нём отчасти выразился отказ от традиционного восхваления князей.
Автор относился к князьям и Бояну не отрицательно и не положительно. Но его произведение не «слава», «не хвала», князьям, хотя сам он следует традициям хвалебной поэзии Баяна.
XVIII ВЕК.
2. Д.И. Фонвизин. Пьеса "Недоросль."
Простаков.
Гж. Простакова, жена его.
Митрофан, сын их, недоросль.
Еремеевна, "мама" Митрофанова.
Правдин.
Стародум.
Софья, племянница Стародума.
Милон.
Г-н Скотинин, брат гж. Простаковой.
Кутейкин, семинарист.
Цыфиркин, отставной сержант.
Вральман, учитель.
Тришка, портной.
Слуга Простакова.
Камердинер Стародума.
ПЕВАЯ ПОЛОВИНА XIX ВЕКА.3.А.С. Грибоедов. Пьеса "Горе от ума".
Павел Афанасьевич Фамусов, управляющий в казенном месте
Софья Павловна, его дочь.
Лизанька, служанка.
Алексей Степанович Молчалин, секретарь Фамусова, живущий у него в доме.
Александр Андреевич Чацкий.
Полковник Скалозуб, Сергей Сергеевич.
Наталья Дмитриевна, молодая дама, Платон Михаилович, муж ее, - Горичи.
Князь Тугоуховский и Княгиня, жена его, с шестью дочерями.
Графиня бабушка, Графиня внучка, - Хрюмины.
Антон Антонович Загорецкий.
Старуха Хлестова, свояченица Фамусова.
Г.N.
Г.D.
Репетилов.
Петрушка и несколько говорящих слуг.
Множество гостей всякого разбора и их лакеев при разъезде.
Официанты Фамусова.
Действие в Москве в доме Фамусова.
4. А.С. Пушкин, повесть "Капитанская дочка".
Гринев Петр Андреевич (Петруша)
Андрей Петрович Гринев, отец
мосье Бопре, "учитель"
Матушка
Савельич (Архип Савельев)
Иван Зурин
Пугачев (Пугач, Емелька)
Швабрин Алексей Иванович
Иван Кузьмич
Василиса Егоровна
Марья Ивановна Миронова
Палаша
Иван Игнатьич
Максимыч (казацкий урядник)
Анна Власьевна
Государыня
5. А.С. Пушкин, поэма "Медный всадник".
Евгений — один из двух равновеликих персонажей, вокруг которых организованы два сюжетных полюса «петербургской повести» Пушкина. Именно равновеликих, хотя действительно великим, «героическим» предстает лишь один из них, всадник. Второй, Е., — «беден» в прямом и переносном смысле; он не годится в герои традиционной поэмы — такому персонажу самое место в прозаической бытовой повести 1830-х гг. Но именно он вступает в столкновение со всесильным «кумиром на бронзовом коне», ибо олицетворяет частное начало человеческой жизни, как всадник олицетворяет начало — общее.Е. — чиновник; живет он на окраине Петербурга, в Коломне, мечтает обудущем семейном счастье со своей возлюбленной Парашей и словно не замечает, что Нева, перегражденная при строительстве державного Петербурга, готова выйти из берегов. И стало быть, будущность его под угрозой. Так завязывается сюжетная линия, «замкнутая» на Е. Наутро после катастрофического наводнения 7 ноября 1824 г. он переправляется через бурные воды взбунтовавшейся реки на остров, где жила «его Параша, его мечта». Увы! она погибла, ветхий домик снесен; происходит ложная кульминация. Разум Е. не выдерживает; обезумев, он покидает квартиру (которую хозяин тут же сдает «бедному поэту» — совпадение эпитетов знаменательное) и бродит, как юродивый, по улицам и площадям столицы «державы полумира». Такова ложная развязка.Ложная — ибо однажды мысли вдруг страшно «прояснились» в нем, когда, сидя «на звере мраморном верхом» под «столбами большого дома», он увидел статую Медного всадника. Увидел — и узнал облик Того, Кто основал город «под морем» и как бы заранее принес в жертву Истории его, Е., частную жизнь — неназванного Петра I. И маленький, несчастный Евгений грозит «строителю чудотворному»: «Ужо тебе!»В этой точке сходятся обе сюжетные линии, и замерший было сюжет начинает с лихорадочной скоростью продвигаться к истинной кульминации. Ожившая статуя Основателя Города, сойдя с постамента, преследует Е.; ее «тяжело-звонкое скаканье» разносится по «потрясенной мостовой» великого и страшного города...Финал Е., развязка его сюжетной линии беспримесно печальны. Войдя в пространство повести в ореоле простодушной мечты о семейном уюте («...и внуки нас похоронят»), он обретает последнее пристанище на пустынном невском острове, где «не взросло» ни былинки и куда наводнение, «играя», занесло «домишко ветхий», где, может статься, жила — и где погибла — Параша; домишко, который был для Е. скромным символом «маленького» человеческого счастья. Образ Е. связан с трагическими раздумьями позднего Пушкина о «петербургском» периоде русской истории, о невыполненном предназначении дворянства, о непоправимом расхождении российской государственности — и частной человеческой жизни. Ведь Е. не просто чиновник; он — дворянин, и дворянин родовитый. Само имя его в переводе с греческого означает «благородный»; и Пушкин не случайно подчеркивает, что «прозвание» предков Е. «прозвучало» в «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина. Но произошел разрыв в исторической цепи, бедный коломенский житель не особо тужит о величественной старине, он выпал из цепи прежних поколений и думает только о будущих, причем ближайших («внуки»). Потому-то у него нет фамилии («Прозванья нам его не нужно...»), — как у всадника нет и не может быть имени. Имя выделяет, подчеркивает человеческую индивидуальность, которой лишен Основатель Города, а фамилия связывает человека с его родом, а через род — с историей отечества, которая не занимает Е. Утратив эту связь, дворянин остается как бы беззащитным перед стихией жизни; он обречен. Всадник — один из двух полярных персонажей стихотворной повести. Появляется во Вступлении в образе безымянного государя, замышляющего на высоком берегу реки близ Финского залива основать великий город, столицу «державы полумира», «в Европу прорубить окно». В финале 1-й части предстает в образе неподвижно-величественной статуи, Медного всадника, «кумира», который в «неколебимой вышине» стоит спиною к бедному чиновнику — дворянину Евгению и с той же самой точки смотрит вдаль, поверх «возмущенной Невы», не обращая внимания на стихию, которая словно бунтует против своего покорителя. Во 2-й части статуя (как это часто у Пушкина случается) оживает и, сойдя с постамента, в свете луны на «звонко-скачущем коне» преследует обезумевшего Евгения, который во время наводнения потерял невесту и бросил вызов «кумиру»: «Ужо тебе!» Безымянность героя принципиальна; не случайно и раздвоение его образа. Во Вступлении он олицетворяет творческое начало истории; в основном тексте — ее окаменевшее, мертвенное, мстительное состояние. Примирить два эти полюса невозможно; бросать вызов В. — бессмысленно.
6. А.С. Пушкин. Роман "Евгений Онегин".
Автор — повествователь, чья биография частично совпадает с пушкинской. А. не только рассказывает о событиях, но и сам участвует в развитии сюжета.Пушкин постепенно обособляет образ А. — и от образа главного героя, и от своей собственной личности. А., каким он предстает в многочисленных «лирических отступлениях» (которые постепенно выстраиваются в особую сюжетную линию), связан с Онегиным дружескими узами, но чем дальше, тем меньше с ним совпадает во вкусах, пристрастиях, взглядах. Связан он и с личностью Пушкина, который служит прототипом для себя самого. А. — такой же полноправный участник событий, как и Евгений Онегин, и Татьяна, и Ленский.Владимир Ленский — молодой помещик, приятель Онегина, в результате ссоры убит им на дуэли. В романе о любви не обойтись без мотива ревности, хотя бы напрасной. Л. приезжает в деревню почти одновременно со своим новым соседом Онегиным; сходится с ним; вводит в дом Лариных; знакомит с Татьяной и ее сестрой Ольгой — своей невестой. После того как раздраженный Онегин, чтобы досадить другу, начинает притворно ухаживать за Ольгой, — причем за две недели до ее свадьбы с Л., — тот вызывает Евгения на дуэль; Онегин убивает Л. Главное предназначение Л. в том, чтобы оттенить чрезмерную трезвость Онегина чрезмерной же возвышенностью, «неотмирностью». И в этом он вполне сопоставим с главным героем. (Эта «сомасштабность» подчеркнута даже одинаковым «построением» литературных имен: фамилии и Онегина, и Ленского образованы от названий рек. Л. приезжает в свое Красногорье (ср. Тригор-ское) «из Германии туманной», где он стал поклонником Канта и поэтом. Ему «без малого осьмнадцать лет»; он богат, хорош собою; речь его всегда восторженна, дух пылок и довольно странен. Все это не просто набор деталей» биографических подробностей; поведение Л., его речь, его облик (кудри черные до плеч) указывают на свободомыслие. А сам молодой поэт, несмотря на модные привычки, внешность и заемные вкусы; — «сердцем милый был невежда», то есть втайне от себя и окружающих он в душе; остается провинциальным русским помещикам. Милым, простым, не слишком утонченным, и не чрезмерно глубоким. Но какой удел ждал героя, останься он жив? Автор анализирует две взаимоисключающие возможности. Быть может, Л. был рожден для «блага мира», для великих свершений или хотя бы поэтической славы. Но, может статься, ему выпал бы «обыкновенный» удел сельского барина, расхаживающего по дому в халате, занятого хозяйством и живущего ради самой жизни, а не ради грандиозной цели. Только смерть способна отменить это противоречие, лишить выбор между двумя «возможностями» какого бы то ни было смысла. Ольга — обычная деревенская барышня, против собственной воли назначенная Владимиром на роль Музы; роль эта ей не под силу; она в том неповинна. (Недаром проницательный Онегин замечает в разговоре с Л., что, будь он поэтом, выбрал бы старшую, Татьяну.) Нет никакой ее вины и в том, что Л., который «строит» отношения с возлюбленной предельно серьезно, по образцу сентиментальной литературы, неверно «прочитывает» смысл её действий и поступков. Готовность без конца танцевать с Онегиным во время последнего бала для нее не связана с флиртом, тем более с изменой; это не вызов жениху; это просто - лёгкомысленность веселья. И когда Л. (уже пославший вызов на дуэль) совершает прощальный визит к Лариным, Ольга недоуменно вопрашает: отчего он так рано вчера уехал? В жертве (страшной жертве собственной жизнью!), которую Владимир готовится за нее принести, она не нуждается; ее сознание минутно, впечатления в нем долго не задерживаются. Так и смерть Л. будет ею оплакана и забыта; «С улыбкой легкой на устах» Ольга тут же выйдет замуж за улана и уедет с ним в полк. Евгений Онегин — главный герой романа в стихах. Введен в сюжет сразу, без предисловий и прологов. В главе 1 Е. О. едет в деревню к занемогшему дяде, чтобы застать его уже умершим, вступить в права наследства, два дня понаслаждаться деревенским покоем, а затем вновь впасть в излюбленное состояние разочарованного денди — хандру. Скуку не способны развеять даже хозяйственные эксперименты в духе времени (замена барщины оброком). Одиночество скрашивает лишь дружба с соседом Владимиром Ленским, молодым поэтом и свободолюбцем, только что вернувшимся из Геттингенского университета. Е. О. старше на 8 лет (родился в 1795 или 1796г.); в отличие от Ленского разочарован в жизни, но не спешит разочаровать Владимира, влюбившегося в соседку, Ольгу Ларину (гл. 2). Ленский и вводит Е. О. в дом Лариных; сестра Ольги, Татьяна, влюбляется в Евгения и отправляет ему письмо, «скроенное» по лекалу любовного романа — и притом предельно искреннее (гл. 3). Е. О. тронут, но отказывается поддержать «романную» игру. Он поступает как благородный (само имя «Евгений» и значит «благородный») светский человек; выдержав паузу, является в дом Лариных и в саду объясняется с неопытной девушкой. Его исповедь, перерастающая в проповедь, по-отечески тепла, но по-отечески же и нравоучительна; он готов любить Татьяну «любовью брата» и даже чуть сильней, — но не более того (гл. 4). Наметившийся любовный сюжет кажется развязанным; Е. О. продолжает жить анахоретом, подражая Байрону, плавает в реке, принимает ванну со льдом; сам с собою играет в бильярд «в два шара», пока не получает через Ленского приглашение пожаловать на именины Татьяны, 12 января 1821 г. Здесь, раздраженный полуобмороком Татьяны (он продолжает «читать» ее поведение сквозь романную призму и не верит в непосредственность порыва), Е. О. решает подразнить Ленского, дважды приглашает Ольгу (которая через две недели должна выйти за Владимира замуж!), затем танцует с ней мазурку, сочиняет ей мадригал, добивается согласия на котильон, — чем вызывает бешеную ревность Ленского.Евгений стреляет первым — Ленский убит (гл. 6). Е. О. вынужден уехать в Петербург; так,едва завязавшись, обрывается и нить сюжета светской повести. Зато любовный сюжет, после ложной развязки 4-й главы, получает неожиданное продолжение. Е. О. совершает длительное путешествие по России. Вернувшись в Петербург, Е. О. на светском рауте встречает Татьяну, вышедшую замуж за «важного» генерала и ставшую княгиней. Он потрясен переменой; влюблен без ума; зеркально повторяя сюжетный «ход» самой Татьяны, отправляет ей письмо, другое, третье и не получает ответа — лишь гнев в ее глазах и «крещенский холод» при встрече в «одном собранье». Потеряв голову, Е. О. едет к Татьяне без предупреждения; застает ее в уборной за чтением своего письма; выслушивает слезную проповедь («Я вас люблю <...> Но я другому отдана; / Я буду век ему верна»); остается стоять «как будто громом пораженный», — и в этот момент раздается шпор «незапный звон» Татьяниного мужа. Кульминация заменяет развязку; финал остается открытым; читатель расстается с героем на крутом переломе его судьбы. Татьяна (Дмитриевна) Ларина — любимая героиня Пушкина, самый известный женский образ русской литературы. Знакомя читателя с Татьяной, Автор прежде всего спешит подчеркнуть, что «впервые именем таким» освещены страницы русского романа. Это значит, что героиня связана с миром провинциальной русской жизни, с девичьей, с «воспоминаньем старины» теснее, чем с миром русской словесности. Теснее, но не исключительнее. Во-первых, у этого имени есть узнаваемая литературная «рифма» (на что указывает и эпиграф к 5-й главе, и «сон Татьяны») — героиня баллады В. А. Жуковского «Светлана». Во-вторых, фамилия Т. Л., кажущаяся «обыденной», «провинциальной», также вполне литературна, производна от образа Лар, домашних славянских божеств, столь часто поминаемых в русской поэзии начала XIX в. В-третьих, несмотря на многочисленные игровые намеки Автора, у Т. Л. нет и не могло быть настоящего прототипа; безуспешные попытки «назначить» на эту почетную роль возлюбленную Пушкина А. П. Керн, Н. Д. Фонвизину, других женщин были предприняты «задним числом». Просто литературную биографию Т. Л. пытались применить к обстоятельствам действительной жизни пушкинских современниц — со всеми вытекающими последствиями. Сюжетная роль. Т. Л. появляется перед читателем во 2-й главе, когда уже произошло знакомство с Онегиным и Ленским, почти одновременно приехавшими на жительство в деревню; когда в действие введена ее младшая сестра Ольга — и ясно, что у Ленского с Ольгой роман. То есть расстановка сил определена, а сюжетные линии прочерчены или хотя бы намечены. Ленский «занят», Онегин «свободен»; Т. Л. обречена в него влюбиться. В 3-й главе она пишет и посылает Евгению письмо с объяснением в любви; то есть берет инициативу на себя, нарушая все поведенческие нормы эпохи, зато соблюдая правила романного поведения. Так могла бы
поступить героиня какой-нибудь из французских книг, которыми Т. Л. зачитывается. Ольга выходит замуж за улана; оставшись в полном одиночестве, «без друга и сестры», Т. Л. посещает деревенский кабинет Онегина, всматривается в обстановку, следит за онегинскими пометами на полях модных книг, чтобы понять его, и вдруг находит простое и страшное объяснение: «Уж не пародия ли он». В этот момент позиции Автора и героини окончательно сближаются. Зимою Т. Л. везут в Москву на «ярмарку невест», 8-я глава в сжатом виде повторяет схему всего предшествующего сюжета; только Т. Л. и Онегин меняются местами. Теперь он влюбляется в светскую красавицу; пишет ей письма; не получает ответа; неожиданно является на дом — и выслушивает
ее проповедь, не лишенную некоторой «мстительности» («Тогда <...> Я вам не нравилась <...> Что ж ныне / Меня преследуете вы? <...> Не потому ль, что в высшем свете / Теперь являться я
должна?»), но при этом исполненную тайной любви, достоинства и смирения перед жизненным долгом. Вторая кульминация служит окончательной развязкой сюжетной линии и романа в целом; и в этот миг высшего сюжетного напряжения Автор «покидает» героев; роман о любви, счастье и страдании завершен.
7. М.Ю. Лермонтов. "Песня про ... купца Калашникова".
Алена Дмитриевна
Калашников Степан Парамонович
Кирибеевич
Царь Иван Васильевич Грозный
8. М.Ю. Лермонтов. Поэма "Мцыри".
Мцыри (послушник) — герой одноименной поэмы; кавказский юноша, попавший к русским. Увезенный генералом, он заболел в пути и был отдан для излечения в монастырь.
Существует рассказ биографа Лермонтова П. А. Висковатого со ссылками на свидетельства А. П. Шан-Гирея и А. А. Хастатова, что в основу поэмы положен действительный случай. Отмечалось также, что Лермонтову могла быть знакома история чеченца П. 3. Захарова, впоследствии художника-академиста, увезенного А. П. Ермоловым в Тифлис. В разработке эпизодов и мотивов поэмы поэт воспользовался грузинским фольклором (песня «Юноша и тигр», нашедшая отражение в поэме Ш. Руставели «Витязь в тигровой шкуре»). Образ М. связан с героями байронических поэм — поэма написана узнаваемым стихом «Шильонского узника» (пер. В. А. Жуковского). На образ М. повлияла поэзия Гёте («Лесной царь», «Рыбак», «Свидание и разлука»), поэма И. И. Козлова «Чернец».
Библейский эпиграф (из 1-й Книги Царств: «Вкушая, вкусих мало меда, и се аз умираю») указывает на трагическую обреченность героя. Вся поэма, кроме эпического зачина, где сообщена предыстория героя, представляет собой исповедь-монолог М. Он, подобно Чернецу Козлова, выступает и главным действующим лицом, и рассказчиком о трех днях жизни на воле.
М. прежде всего герой действия, непосредственного поступка. В отличие от героев пушкинских романтических поэм, он — «естественный человек», вынужденный жить в неволе чуждого ему монастыря. Убегая из монастыря, М. надеется вернуться в родную стихию, в страну отцов, к самому себе, куда зовет «могучий дух», данный ему природой, от рождения. Однако жизнь в монастыре наложила свой отпечаток — М. слаб телом, жизненные силы его не могли развиться соответственно могуществу духа. Открытый, распахнутый природный мир противопоставлен замкнутости, мрачности монастырской обители. Могучий дух обречен на гибель в чуждом укладе, но и к воле М. не приспособлен.
Путь героя в открытом пространстве внутренне замкнут; М. движется по кругу. Природа сначала оправдывает его надежды: он ликует, рассказывая старику монаху о первоначальных впечатлениях от родного края; о том, что ему были понятны «думы» скал, причудливые горные хребты, духовная жизнь природы. Он как будто слился со всей вселенной, с космосом, постиг смысл мироздания («О, я как брат / Обняться с бурей был бы рад! / Глазами тучи я следил, / Рукою молнии ловил»). Его взволновала встретившаяся на пути молодая грузинка; он победил барса. Но одновременно он и страшился стихийных сил («Все лес был, вечный лес кругом, / Страшней и гуще каждый час; / И миллионам черных глаз / Смотрела ночи темнота / Сквозь ветви каждого куста...»). Естественная среда угрожала М., он не смог преодолеть ее дикость, необузданность. Сжиться с ней ему не было дано («И смутно понял я тогда, / Что мне на родину следа / Не проложить уж никогда»). Символическим выражением тщетности желаемой гармонии стало невольное возвращение к монастырю и услышанный звон колокола.
М. терпит поражение, но это не отменяет порыва к свободе, жажды гармонии с природой, с бытием. Уже сам по себе этот порыв — символ непримиренного, неуспокоенного и мятежного духа. Несмотря на то что сила духа угасает без «пищи» и М. ищет «приют» «в раю, / В святом заоблачном краю», он все-таки готов променять «рай и вечность» на вольную, полную опасностей жизнь в стране отцов. Страдания и тревоги героя умирают вместе с ним; желанная свобода не достигнута.
9. М.Ю. Лермонтов. Роман "Герой нашего времени".
Бэла
Вера
Вернер
Вулич
Грушницкий
Княжка Мери
Максим Максимыч
Печорин Григорий Александрович
«Ундина»
10. Н.В. Гоголь. Пьеса "Ревизор".
Антон Антонович Сквозник-Дмухановский, городничий.
Анна Андреевна, жена его.
Марья Антоновна, дочь его.
Лука Лукич Хлопов, смотритель училищ.
Жена его.
Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин, судья.
Артемий Филиппович Земляника, попечитель богоугодных заведений.
Иван Кузьмич Шпекин, почтмейстер.
(Петр Иванович Добчинский
Петр Иванович Бобчинский) - городские помещики
Иван Александрович Хлестаков, чиновник из Петербурга.
Осип, слуга его.
Христиан Иванович Гибнер, уездный лекарь.
(Федор Иванович Люлюков
Иван Лазаревич Растаковский
Степан Иванович Коробкин) - отставные чиновники, почетные лица в городе.
Степан Ильич Уховертов, частный пристав.
(Свистунов
Пуговицын
Держиморда) - полицейские
Абдулин, купец.
Февронья Петровна Пошлепкина, слесарша.
Жена унтер-офицера.
Мишка, слуга городничего.
Слуга трактирный.
Гости и гостьи, купцы, мещане, просители.
11. Н.В. Гоголь. Повесть "Шинель".
Башмачкин Акакий Акакиевич
12. Н.В. Гоголь. Поэма "Мёртвые души".
Капитан Копейкин
Коробочка Настасья Петровна
Манилов
Ноздрев
Плюшкин
Собакевич Михаил Семеныч
Чичиков Павел Иванович
ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XIX ВЕКА.13. А.Н. Островский. Пьеса "Гроза".
Савел Прокофьевич Дикой, купец, значительное лицо в городе.
Борис Григорьевич, племянник его, молодой человек, порядочно образованный.
Марфа Игнатьевна Кабанова (Кабаниха), богатая купчиха, вдова.
Тихон Иванович Кабанов, её сын.
Катерина, жена его.
Варвара, сестра Тихона.
Кулигин, мещанин, часовщик-самоучка, отыскивающий перпетуум мобиле (вечный двигатель).
Ваня Кудряш, молодой человек, конторщик Дикова.
Шапкин, мещанин.
Феклуша, странница.
Глаша, девка в доме Кабановой.
Барыня с двумя лакеями, старуха 70 лет, полусумасшедшая.
Городские жители обоего пола.
Действие происходит в городе Калинове, на берегу Волги, летом. Между третьим и четвертым действиями проходит десять дней.
14. И.С. Тургенев. Роман "Отцы и дети".
Базаров Василий Иванович
Базаров Евгений Васильевич
Базарова Арина Власьевна
Катя
Кирсанов Аркадий Николаевич
Кирсанов Николай Петрович
Кирсанов Павел Петрович
Кукшина Авдотья (Евдоксия) Никитишна
Одинцова Анна Сергеевна
Ситников
15. И. А. Гончаров. Роман "Обломов".
Волков
Судьбинский
Пенкин
Алексеев
Тарантьев
Обломов Илья Ильич
Захар
Штольц Андрей Иванович
Ильинская Ольга Сергеевна
Марья Михайловна
Мухояров Иван Матвеевич
Пшеницына Агафья Матвеевна
16. Н. А. Некрасов. Поэма "Кому на Руси жить хорошо".
Вертенников Павлуша
Влас
Глеб
Гриша Добросклонов
Елена Александровна
Ипат
Корчагина Матрёна Тимофеевна
Кудеяр-атаман
Лавин Клим Яковлевич
Нагой Яким
Оболт-Оболдуев Гаврила Афанасьевич
Овсянников
Петров Агап
Поливанов
Савелий
Трофим (Трифон)
Утятин (Последыш)
Фогель Христьян Христианович
Шалашников
Яков
«Нет крепи — нет помещика, / До петли доводящего / Усердного раба, / Нет крепи — нет дворового, / Самоубийством мстящего/ Злодею своему».
17. Сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина. "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил", "Дикий помещик", "Премудрый пескарь".
18. М. Е. Салтыков-Щедрин. "История одного города".
Градоначальники. Исчезнование города при попытке уйти низину. История прекратила своё существование.
18а. Л. Н. Толстой. Роман-эпопея "Война и мир".
Ростовы:
Ростов Андрюша
Ростов Илья Андреевич
Ростов Николай Ильич
Ростов Петр Ильич
Ростова Вера Ильинична
Ростова Наталья (урожд. Шиншина)
Ростова Наташа, дочь Ильи и Натальи Ростовых, в браке графиня Безухова, вторая жена Пьера.
Ростова Наташа, дочь Николая Ростова и Марьи Болконской.
Соня
Болконские:
Болконская Елизавета, жена князя Андрея
Болконская Марья Николаевна (княжна Марья)
Болконский Андрей Николаевич
Болконский Николай Андреевич
Болконский Николай Андреевич
Курагины:
Анатолий Курагин
Курагин Василий Сергеевич
Курагин Ипполит
Курагина Алина
Курагина Елена (Элен)
Безуховы:
Безухов Кирилл Владимирович
Безухов Пьер
Друбецкие:
Друбецкая Анна Михайловна
Борис Друбецкой
18б. Ф. М. Достоевский. Роман "Преступление и наказание".
Родион Романович Раскольников
Пульхерия Александровна Раскольникова
Авдотья Романовна Раскольникова
Петр Петрович Лужин
Дмитрий Прокофьевич Разумихин
Семён Захарович Мармеладов
Катерина Ивановна Мармеладова
Софья Семёновна Мармеладова
Аркадий Иванович Свидригайлов
Марфа Петровна Свидригайлова
Андрей Семёнович Лебезятников
Порфирий Петрович
Амалия Людвиговна (Ивановна) Липпевехзель
Алёна Ивановна
Лизавета Ивановна
Зосимов
Заметов Александр Григорьевич
19. Н. С. Лесков. "Очарованный странник".
Груша
Иван Северьяныч Флягин
КОНЕЦ XIX НАЧАЛО XX ВЕКОВ.
20. А. П. Чехов. Рассказы: "Студент" (о Иисусе и Петре, связь прошлого с настоящим), "Ионыч" (Котик, Ионыч), "Человек в футляре" (Беликов, влюблённый в Вареньку, проблема общества: люди, живущие в футляре), "Дама с собачкой" (Ялта, две перелётные птицы, Дмитрий Дмитрич Гуров, Анна Сергеевна фон Дидериц), "Смерть чиновника" (Иван Дмитрич Червяков, Бризжалов, апчхи, пардон и смерть), "Хамелеон" (Очумелов, собака, Хрюкин, Елдырин, изменение отношения Очумелова к собаке и Хрюкину в зависимости от владельца собаки).
21. А. П. Чехов. Пьеса "Вишнёвый сад".
Комедия
Аня
Варя (Варвара Михайловна)
Гаев Леонид Андреевич
Дуняша
Епиходов Семён Пантелеевич
Лопахин Ермолай Алексеевич
Раневская Любовь Андреевна
Симеонов-Пищик Борис Борисович
Трофимов Петя
Фирс
Шарлотта Ивановна
Яша
22. И. А. Бунин. Рассказы: "Чистый понедельник" (Они, странная она, не до конца близкие отношения, мысли о послушании, о монастыре, о змии, чистый понедельник, их ночь, письмо - она уехала в Тверь, он пил, опускался, восстанавливался, поехал в Кремль - увидел её среди монахинь, несущих Хоругви), "Господин из Сан-Франциско" (Господин на пароходе приезжает отдыхать с семьёй, затем их перевозят на Капри, они больны морское болезнью, и в библиотеке господин падает, извиваясь - душно, воротник, его переносят в плохую комнату, прячут, он умирает, не заказывают гроб, а в коробке из под содовой везут в трюме того же корабля домой.)
ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА XIX ВЕКА.
23. М. Горький. "Старуха Изергиль".
Бессарабия, рассказчик и Изергиль. Они лежали и разговаривали. Три истории: Ларра - тень, история любви и встреч старухи - песня, Данко - голубые искры.
24. М. Горький. Пьеса "На дне".
Пьеса содержит в себе как бы два параллельных действия. Первое — социально-бытовое и второе — философское. Оба действия развива¬ются параллельно, не переплетаясь. В пьесе существуют как бы два плана: внешний и внутренний.
Михаил Иванов Костылев, 54 года, содержатель ночлежки.
Василиса Карповна, его жена, 26 лет.
Наташа, ее сестра, 20 лет.
Медведев, их дядя, полицейский, 50 лет.
Васька Пепел, 28 лет.
Клещ, Андрей Митрич, слесарь, 40 лет.
Анна, его жена, 30 лет.
Настя, девица, 24 года.
Квашня, торговка пельменями, под 40 лет.
Бубнов, картузник, 45 лет.
Барон, 33 года.
Сатин, Актер - приблизительно одного возраста: лет под 40.
Лука, странник, 60 лет. Алешка, сапожник, 20 лет.
Кривой Зоб, Татарин - крючники.
Несколько босяков без имен и речей.
25. А. А. Блок. Поэма "Двенадцать".
Революция.
26. В.В. Маяковский. "Облако в штанах".
Любовь, проблема поэзии, поэта.
27. А.А. Ахматова. Поэма "Реквием".
Очереди женщин, стоящих у стен тюрьмы, ждущих приговора, ждущих мужей, сыновей. Их боль, воспетая Ахматовой. Просьба поставить памятник не на Родине, не в саду, а здесь, где стояли они всё.
28. М. А. Шолохов. "Тихий Дон".
Аксинья
Григорий Мелехов
Дарья
Ильинична
Листницкий
Мишка Кошевой
Наталья
Старое казачество
29. М. А. Шолохов. "Судьба человека".
Описание плена у немцев, герой Андрей Соколов, шофёр рассказал малознакомому человеку свою судьбу.
30. М. А. Булгаков. Роман "Мастер и Маргарита".
Азазелло
Бегемот
Берлиоз Михаил Александрович
Варенуха Иван Савельевич
Воланд
Гелла
Иван Бездомный (Понырев Иван Николаевич)
Иешуа Га-Ноцри
Коровьев/Фагот
Левий Матвей
Лиходеев Степан Юогданович
Маргарита Николаевна
Мастер
Понтий Пилат
Римский Григорий Данилович
31. А. Т. Твардовский. Поэма "Василий Тёркин" ( "Переправа" (Тёркин выплыл), "Два бойца" (Старик и старуха, часы), "Поединок" (С немцем дрался), "Смерть и воин" (Разговором разубедил смерть).
32. Б. Л. Пастернак. Роман "Доктор Живаго"
Лара, Тоня, Юрий и Евграф, Комаровский.
33. А. П. Платонов. "Возвращение".
34. А. И. Солженицын. "Матрёнин двор".
Праведница.
35. А. И. Солженицын. Повесть "Один день из жизни Ивана Денисовича". Счастливые тюремные дни Шухова.
ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА.
1. "Слово о полку Игореве."
Князь Игорь Святославович, сын эпохи. Это «средний князь» своего времени: храбрый, мужественный, в известной мере любящий родину, но безрассудный и недальновидный, заботящийся о своей чести больше, чем о чести родины. Ради личной славы Игорь готов был положить тысячи жизней русичей, и при этом мнил себя защитником земли Русской. В его незрелом политическом сознании государственные интересы отождествлялись с личными и родовыми. Таков был его патриотизм. Политическая ограниченность Игоря усугублялась его духовным невежеством – маловерным небрежением к земной и небесной иерархии власти. Именно тут лежали основные причины Каяльской трагедии. Великая беда Руси в том, что если высший Бог и другие Боги не будут почитаться князьями, то без их помощи всю Русь ожидает бедствие, подобное Каяльской трагедии. Где же выход из порочного круга междоусобиц? Прислушаемся к голосам Ярославны и Игоря. Именно к светлым небесным силам обращается Ярославна с мольбой о милосердии. В ответ солнце указывает Игорю в ночи направление побега из плена. Следовательно, первый завет самоспасения Руси – в сердечном устремлении к помощи Высших Светлых Сил. От всех потрясений и переживаний душа Игоря преобразились, в его сердце ожили чувства веры, справедливости, благодарности к Высшим Силам за помощь в удачном побеге из плена. Исповедальная речь Игоря, обращённая к Донцу, символически обозначает пересмотр его духовно-политических взглядов. Следовательно, второй завет самоспасения Руси – в осознании князьями необходимости светлого преображения своих душ. Третий завет поэт высказывает непосредственно от своего имени. Князь Игорь, наконец, осознал и эту истину, осознал абсолютную неотложность единства русских сил в борьбе со степью. Следовательно, князь Игорь – самый главный князь, рассказав судьбу Игоря, автор смог передать все три завета самоспасения Руси.
Буй-Тур Всеволод, упоминается его жена. В начале создания образа Всеволода звучит ласковая речь и предводителю похода: «один братъ, один светъ светлый ты, Игорю…». Здесь звучат и нежность, и родственная гордость, и понимание общих интересов. Характеристика Всеволода автором полностью совпадает с описанием князя в Ипатьевской летописи, где говорится о том, что в Ольговичах всех он был удалее, отличался добротой и мужественной доблестью.
Знаменитое место в монологе Всеволода – похвала курянам – отважным воинам.
В решительной схватке предстаёт Всеволод перед нами в облике храброго воина, в первом ряду сражающегося. Пускает он во врагов стрелы, гремит по вражеским шлемам мечом, куда он, увенчанный золотым шлемом, не поскачет, словно всюду лежат вражеские головы. Он не замечает ран, забыл о чести и жизни, об отцовском златом престоле, о своей милой жене – Глебовне, о её любви и ласке. Недаром упоминается жена Всеволода – это символ мира.
Святослав Киевский, "отец" Игоря и Всеволода, мудрый.
Плач Ярославны, Ярославна. Плачет обо всех воинах, не только об Игоре, символ женщин.
Осмомысл Галицкий – отец Ярославны, могущественный властитель богатого Галицкого княжества.
Всеслав Полоцкий. Автор вспоминает давно жившего князя для того, чтобы сказать его потомкам о судьбе их деда. Рассказывается своего рода новелла-притча. Всеслав Полоцкий в народной памяти слыл чародеем. В «Слове…» он действует не только как князь, но и как сказочный оборотень, умевший превращаться в зверя.
Автор не скрывает отрицательного отношения к деду Святослава Киевского, Олегу Святославичу, который именуется Гориставичем.
Особняком в «Слове» стоит образ певца – поэта Баяна. Отношение к нему автора сложное и противоречивое. При всём своём уважении к славе и величию Бояна, автор относится к нему с лёгкой иронией, подчёркивая непреемленность для себя его «старых словес».
Этот образ нужен автору для того, чтобы подчеркнуть собственное следование «былинам сего времени» – действительным событиям. Он нужен автору, чтобы указать на правдивость своего произведения; в нём отчасти выразился отказ от традиционного восхваления князей.
Автор относился к князьям и Бояну не отрицательно и не положительно. Но его произведение не «слава», «не хвала», князьям, хотя сам он следует традициям хвалебной поэзии Баяна.
XVIII ВЕК.
2. Д.И. Фонвизин. Пьеса "Недоросль."
Простаков.
Гж. Простакова, жена его.
Митрофан, сын их, недоросль.
Еремеевна, "мама" Митрофанова.
Правдин.
Стародум.
Софья, племянница Стародума.
Милон.
Г-н Скотинин, брат гж. Простаковой.
Кутейкин, семинарист.
Цыфиркин, отставной сержант.
Вральман, учитель.
Тришка, портной.
Слуга Простакова.
Камердинер Стародума.
ПЕВАЯ ПОЛОВИНА XIX ВЕКА.3.А.С. Грибоедов. Пьеса "Горе от ума".
Павел Афанасьевич Фамусов, управляющий в казенном месте
Софья Павловна, его дочь.
Лизанька, служанка.
Алексей Степанович Молчалин, секретарь Фамусова, живущий у него в доме.
Александр Андреевич Чацкий.
Полковник Скалозуб, Сергей Сергеевич.
Наталья Дмитриевна, молодая дама, Платон Михаилович, муж ее, - Горичи.
Князь Тугоуховский и Княгиня, жена его, с шестью дочерями.
Графиня бабушка, Графиня внучка, - Хрюмины.
Антон Антонович Загорецкий.
Старуха Хлестова, свояченица Фамусова.
Г.N.
Г.D.
Репетилов.
Петрушка и несколько говорящих слуг.
Множество гостей всякого разбора и их лакеев при разъезде.
Официанты Фамусова.
Действие в Москве в доме Фамусова.
4. А.С. Пушкин, повесть "Капитанская дочка".
Гринев Петр Андреевич (Петруша)
Андрей Петрович Гринев, отец
мосье Бопре, "учитель"
Матушка
Савельич (Архип Савельев)
Иван Зурин
Пугачев (Пугач, Емелька)
Швабрин Алексей Иванович
Иван Кузьмич
Василиса Егоровна
Марья Ивановна Миронова
Палаша
Иван Игнатьич
Максимыч (казацкий урядник)
Анна Власьевна
Государыня
5. А.С. Пушкин, поэма "Медный всадник".
Евгений — один из двух равновеликих персонажей, вокруг которых организованы два сюжетных полюса «петербургской повести» Пушкина. Именно равновеликих, хотя действительно великим, «героическим» предстает лишь один из них, всадник. Второй, Е., — «беден» в прямом и переносном смысле; он не годится в герои традиционной поэмы — такому персонажу самое место в прозаической бытовой повести 1830-х гг. Но именно он вступает в столкновение со всесильным «кумиром на бронзовом коне», ибо олицетворяет частное начало человеческой жизни, как всадник олицетворяет начало — общее.Е. — чиновник; живет он на окраине Петербурга, в Коломне, мечтает обудущем семейном счастье со своей возлюбленной Парашей и словно не замечает, что Нева, перегражденная при строительстве державного Петербурга, готова выйти из берегов. И стало быть, будущность его под угрозой. Так завязывается сюжетная линия, «замкнутая» на Е. Наутро после катастрофического наводнения 7 ноября 1824 г. он переправляется через бурные воды взбунтовавшейся реки на остров, где жила «его Параша, его мечта». Увы! она погибла, ветхий домик снесен; происходит ложная кульминация. Разум Е. не выдерживает; обезумев, он покидает квартиру (которую хозяин тут же сдает «бедному поэту» — совпадение эпитетов знаменательное) и бродит, как юродивый, по улицам и площадям столицы «державы полумира». Такова ложная развязка.Ложная — ибо однажды мысли вдруг страшно «прояснились» в нем, когда, сидя «на звере мраморном верхом» под «столбами большого дома», он увидел статую Медного всадника. Увидел — и узнал облик Того, Кто основал город «под морем» и как бы заранее принес в жертву Истории его, Е., частную жизнь — неназванного Петра I. И маленький, несчастный Евгений грозит «строителю чудотворному»: «Ужо тебе!»В этой точке сходятся обе сюжетные линии, и замерший было сюжет начинает с лихорадочной скоростью продвигаться к истинной кульминации. Ожившая статуя Основателя Города, сойдя с постамента, преследует Е.; ее «тяжело-звонкое скаканье» разносится по «потрясенной мостовой» великого и страшного города...Финал Е., развязка его сюжетной линии беспримесно печальны. Войдя в пространство повести в ореоле простодушной мечты о семейном уюте («...и внуки нас похоронят»), он обретает последнее пристанище на пустынном невском острове, где «не взросло» ни былинки и куда наводнение, «играя», занесло «домишко ветхий», где, может статься, жила — и где погибла — Параша; домишко, который был для Е. скромным символом «маленького» человеческого счастья. Образ Е. связан с трагическими раздумьями позднего Пушкина о «петербургском» периоде русской истории, о невыполненном предназначении дворянства, о непоправимом расхождении российской государственности — и частной человеческой жизни. Ведь Е. не просто чиновник; он — дворянин, и дворянин родовитый. Само имя его в переводе с греческого означает «благородный»; и Пушкин не случайно подчеркивает, что «прозвание» предков Е. «прозвучало» в «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина. Но произошел разрыв в исторической цепи, бедный коломенский житель не особо тужит о величественной старине, он выпал из цепи прежних поколений и думает только о будущих, причем ближайших («внуки»). Потому-то у него нет фамилии («Прозванья нам его не нужно...»), — как у всадника нет и не может быть имени. Имя выделяет, подчеркивает человеческую индивидуальность, которой лишен Основатель Города, а фамилия связывает человека с его родом, а через род — с историей отечества, которая не занимает Е. Утратив эту связь, дворянин остается как бы беззащитным перед стихией жизни; он обречен. Всадник — один из двух полярных персонажей стихотворной повести. Появляется во Вступлении в образе безымянного государя, замышляющего на высоком берегу реки близ Финского залива основать великий город, столицу «державы полумира», «в Европу прорубить окно». В финале 1-й части предстает в образе неподвижно-величественной статуи, Медного всадника, «кумира», который в «неколебимой вышине» стоит спиною к бедному чиновнику — дворянину Евгению и с той же самой точки смотрит вдаль, поверх «возмущенной Невы», не обращая внимания на стихию, которая словно бунтует против своего покорителя. Во 2-й части статуя (как это часто у Пушкина случается) оживает и, сойдя с постамента, в свете луны на «звонко-скачущем коне» преследует обезумевшего Евгения, который во время наводнения потерял невесту и бросил вызов «кумиру»: «Ужо тебе!» Безымянность героя принципиальна; не случайно и раздвоение его образа. Во Вступлении он олицетворяет творческое начало истории; в основном тексте — ее окаменевшее, мертвенное, мстительное состояние. Примирить два эти полюса невозможно; бросать вызов В. — бессмысленно.
6. А.С. Пушкин. Роман "Евгений Онегин".
Автор — повествователь, чья биография частично совпадает с пушкинской. А. не только рассказывает о событиях, но и сам участвует в развитии сюжета.Пушкин постепенно обособляет образ А. — и от образа главного героя, и от своей собственной личности. А., каким он предстает в многочисленных «лирических отступлениях» (которые постепенно выстраиваются в особую сюжетную линию), связан с Онегиным дружескими узами, но чем дальше, тем меньше с ним совпадает во вкусах, пристрастиях, взглядах. Связан он и с личностью Пушкина, который служит прототипом для себя самого. А. — такой же полноправный участник событий, как и Евгений Онегин, и Татьяна, и Ленский.Владимир Ленский — молодой помещик, приятель Онегина, в результате ссоры убит им на дуэли. В романе о любви не обойтись без мотива ревности, хотя бы напрасной. Л. приезжает в деревню почти одновременно со своим новым соседом Онегиным; сходится с ним; вводит в дом Лариных; знакомит с Татьяной и ее сестрой Ольгой — своей невестой. После того как раздраженный Онегин, чтобы досадить другу, начинает притворно ухаживать за Ольгой, — причем за две недели до ее свадьбы с Л., — тот вызывает Евгения на дуэль; Онегин убивает Л. Главное предназначение Л. в том, чтобы оттенить чрезмерную трезвость Онегина чрезмерной же возвышенностью, «неотмирностью». И в этом он вполне сопоставим с главным героем. (Эта «сомасштабность» подчеркнута даже одинаковым «построением» литературных имен: фамилии и Онегина, и Ленского образованы от названий рек. Л. приезжает в свое Красногорье (ср. Тригор-ское) «из Германии туманной», где он стал поклонником Канта и поэтом. Ему «без малого осьмнадцать лет»; он богат, хорош собою; речь его всегда восторженна, дух пылок и довольно странен. Все это не просто набор деталей» биографических подробностей; поведение Л., его речь, его облик (кудри черные до плеч) указывают на свободомыслие. А сам молодой поэт, несмотря на модные привычки, внешность и заемные вкусы; — «сердцем милый был невежда», то есть втайне от себя и окружающих он в душе; остается провинциальным русским помещикам. Милым, простым, не слишком утонченным, и не чрезмерно глубоким. Но какой удел ждал героя, останься он жив? Автор анализирует две взаимоисключающие возможности. Быть может, Л. был рожден для «блага мира», для великих свершений или хотя бы поэтической славы. Но, может статься, ему выпал бы «обыкновенный» удел сельского барина, расхаживающего по дому в халате, занятого хозяйством и живущего ради самой жизни, а не ради грандиозной цели. Только смерть способна отменить это противоречие, лишить выбор между двумя «возможностями» какого бы то ни было смысла. Ольга — обычная деревенская барышня, против собственной воли назначенная Владимиром на роль Музы; роль эта ей не под силу; она в том неповинна. (Недаром проницательный Онегин замечает в разговоре с Л., что, будь он поэтом, выбрал бы старшую, Татьяну.) Нет никакой ее вины и в том, что Л., который «строит» отношения с возлюбленной предельно серьезно, по образцу сентиментальной литературы, неверно «прочитывает» смысл её действий и поступков. Готовность без конца танцевать с Онегиным во время последнего бала для нее не связана с флиртом, тем более с изменой; это не вызов жениху; это просто - лёгкомысленность веселья. И когда Л. (уже пославший вызов на дуэль) совершает прощальный визит к Лариным, Ольга недоуменно вопрашает: отчего он так рано вчера уехал? В жертве (страшной жертве собственной жизнью!), которую Владимир готовится за нее принести, она не нуждается; ее сознание минутно, впечатления в нем долго не задерживаются. Так и смерть Л. будет ею оплакана и забыта; «С улыбкой легкой на устах» Ольга тут же выйдет замуж за улана и уедет с ним в полк. Евгений Онегин — главный герой романа в стихах. Введен в сюжет сразу, без предисловий и прологов. В главе 1 Е. О. едет в деревню к занемогшему дяде, чтобы застать его уже умершим, вступить в права наследства, два дня понаслаждаться деревенским покоем, а затем вновь впасть в излюбленное состояние разочарованного денди — хандру. Скуку не способны развеять даже хозяйственные эксперименты в духе времени (замена барщины оброком). Одиночество скрашивает лишь дружба с соседом Владимиром Ленским, молодым поэтом и свободолюбцем, только что вернувшимся из Геттингенского университета. Е. О. старше на 8 лет (родился в 1795 или 1796г.); в отличие от Ленского разочарован в жизни, но не спешит разочаровать Владимира, влюбившегося в соседку, Ольгу Ларину (гл. 2). Ленский и вводит Е. О. в дом Лариных; сестра Ольги, Татьяна, влюбляется в Евгения и отправляет ему письмо, «скроенное» по лекалу любовного романа — и притом предельно искреннее (гл. 3). Е. О. тронут, но отказывается поддержать «романную» игру. Он поступает как благородный (само имя «Евгений» и значит «благородный») светский человек; выдержав паузу, является в дом Лариных и в саду объясняется с неопытной девушкой. Его исповедь, перерастающая в проповедь, по-отечески тепла, но по-отечески же и нравоучительна; он готов любить Татьяну «любовью брата» и даже чуть сильней, — но не более того (гл. 4). Наметившийся любовный сюжет кажется развязанным; Е. О. продолжает жить анахоретом, подражая Байрону, плавает в реке, принимает ванну со льдом; сам с собою играет в бильярд «в два шара», пока не получает через Ленского приглашение пожаловать на именины Татьяны, 12 января 1821 г. Здесь, раздраженный полуобмороком Татьяны (он продолжает «читать» ее поведение сквозь романную призму и не верит в непосредственность порыва), Е. О. решает подразнить Ленского, дважды приглашает Ольгу (которая через две недели должна выйти за Владимира замуж!), затем танцует с ней мазурку, сочиняет ей мадригал, добивается согласия на котильон, — чем вызывает бешеную ревность Ленского.Евгений стреляет первым — Ленский убит (гл. 6). Е. О. вынужден уехать в Петербург; так,едва завязавшись, обрывается и нить сюжета светской повести. Зато любовный сюжет, после ложной развязки 4-й главы, получает неожиданное продолжение. Е. О. совершает длительное путешествие по России. Вернувшись в Петербург, Е. О. на светском рауте встречает Татьяну, вышедшую замуж за «важного» генерала и ставшую княгиней. Он потрясен переменой; влюблен без ума; зеркально повторяя сюжетный «ход» самой Татьяны, отправляет ей письмо, другое, третье и не получает ответа — лишь гнев в ее глазах и «крещенский холод» при встрече в «одном собранье». Потеряв голову, Е. О. едет к Татьяне без предупреждения; застает ее в уборной за чтением своего письма; выслушивает слезную проповедь («Я вас люблю <...> Но я другому отдана; / Я буду век ему верна»); остается стоять «как будто громом пораженный», — и в этот момент раздается шпор «незапный звон» Татьяниного мужа. Кульминация заменяет развязку; финал остается открытым; читатель расстается с героем на крутом переломе его судьбы. Татьяна (Дмитриевна) Ларина — любимая героиня Пушкина, самый известный женский образ русской литературы. Знакомя читателя с Татьяной, Автор прежде всего спешит подчеркнуть, что «впервые именем таким» освещены страницы русского романа. Это значит, что героиня связана с миром провинциальной русской жизни, с девичьей, с «воспоминаньем старины» теснее, чем с миром русской словесности. Теснее, но не исключительнее. Во-первых, у этого имени есть узнаваемая литературная «рифма» (на что указывает и эпиграф к 5-й главе, и «сон Татьяны») — героиня баллады В. А. Жуковского «Светлана». Во-вторых, фамилия Т. Л., кажущаяся «обыденной», «провинциальной», также вполне литературна, производна от образа Лар, домашних славянских божеств, столь часто поминаемых в русской поэзии начала XIX в. В-третьих, несмотря на многочисленные игровые намеки Автора, у Т. Л. нет и не могло быть настоящего прототипа; безуспешные попытки «назначить» на эту почетную роль возлюбленную Пушкина А. П. Керн, Н. Д. Фонвизину, других женщин были предприняты «задним числом». Просто литературную биографию Т. Л. пытались применить к обстоятельствам действительной жизни пушкинских современниц — со всеми вытекающими последствиями. Сюжетная роль. Т. Л. появляется перед читателем во 2-й главе, когда уже произошло знакомство с Онегиным и Ленским, почти одновременно приехавшими на жительство в деревню; когда в действие введена ее младшая сестра Ольга — и ясно, что у Ленского с Ольгой роман. То есть расстановка сил определена, а сюжетные линии прочерчены или хотя бы намечены. Ленский «занят», Онегин «свободен»; Т. Л. обречена в него влюбиться. В 3-й главе она пишет и посылает Евгению письмо с объяснением в любви; то есть берет инициативу на себя, нарушая все поведенческие нормы эпохи, зато соблюдая правила романного поведения. Так могла бы
поступить героиня какой-нибудь из французских книг, которыми Т. Л. зачитывается. Ольга выходит замуж за улана; оставшись в полном одиночестве, «без друга и сестры», Т. Л. посещает деревенский кабинет Онегина, всматривается в обстановку, следит за онегинскими пометами на полях модных книг, чтобы понять его, и вдруг находит простое и страшное объяснение: «Уж не пародия ли он». В этот момент позиции Автора и героини окончательно сближаются. Зимою Т. Л. везут в Москву на «ярмарку невест», 8-я глава в сжатом виде повторяет схему всего предшествующего сюжета; только Т. Л. и Онегин меняются местами. Теперь он влюбляется в светскую красавицу; пишет ей письма; не получает ответа; неожиданно является на дом — и выслушивает
ее проповедь, не лишенную некоторой «мстительности» («Тогда <...> Я вам не нравилась <...> Что ж ныне / Меня преследуете вы? <...> Не потому ль, что в высшем свете / Теперь являться я
должна?»), но при этом исполненную тайной любви, достоинства и смирения перед жизненным долгом. Вторая кульминация служит окончательной развязкой сюжетной линии и романа в целом; и в этот миг высшего сюжетного напряжения Автор «покидает» героев; роман о любви, счастье и страдании завершен.
7. М.Ю. Лермонтов. "Песня про ... купца Калашникова".
Алена Дмитриевна
Калашников Степан Парамонович
Кирибеевич
Царь Иван Васильевич Грозный
8. М.Ю. Лермонтов. Поэма "Мцыри".
Мцыри (послушник) — герой одноименной поэмы; кавказский юноша, попавший к русским. Увезенный генералом, он заболел в пути и был отдан для излечения в монастырь.
Существует рассказ биографа Лермонтова П. А. Висковатого со ссылками на свидетельства А. П. Шан-Гирея и А. А. Хастатова, что в основу поэмы положен действительный случай. Отмечалось также, что Лермонтову могла быть знакома история чеченца П. 3. Захарова, впоследствии художника-академиста, увезенного А. П. Ермоловым в Тифлис. В разработке эпизодов и мотивов поэмы поэт воспользовался грузинским фольклором (песня «Юноша и тигр», нашедшая отражение в поэме Ш. Руставели «Витязь в тигровой шкуре»). Образ М. связан с героями байронических поэм — поэма написана узнаваемым стихом «Шильонского узника» (пер. В. А. Жуковского). На образ М. повлияла поэзия Гёте («Лесной царь», «Рыбак», «Свидание и разлука»), поэма И. И. Козлова «Чернец».
Библейский эпиграф (из 1-й Книги Царств: «Вкушая, вкусих мало меда, и се аз умираю») указывает на трагическую обреченность героя. Вся поэма, кроме эпического зачина, где сообщена предыстория героя, представляет собой исповедь-монолог М. Он, подобно Чернецу Козлова, выступает и главным действующим лицом, и рассказчиком о трех днях жизни на воле.
М. прежде всего герой действия, непосредственного поступка. В отличие от героев пушкинских романтических поэм, он — «естественный человек», вынужденный жить в неволе чуждого ему монастыря. Убегая из монастыря, М. надеется вернуться в родную стихию, в страну отцов, к самому себе, куда зовет «могучий дух», данный ему природой, от рождения. Однако жизнь в монастыре наложила свой отпечаток — М. слаб телом, жизненные силы его не могли развиться соответственно могуществу духа. Открытый, распахнутый природный мир противопоставлен замкнутости, мрачности монастырской обители. Могучий дух обречен на гибель в чуждом укладе, но и к воле М. не приспособлен.
Путь героя в открытом пространстве внутренне замкнут; М. движется по кругу. Природа сначала оправдывает его надежды: он ликует, рассказывая старику монаху о первоначальных впечатлениях от родного края; о том, что ему были понятны «думы» скал, причудливые горные хребты, духовная жизнь природы. Он как будто слился со всей вселенной, с космосом, постиг смысл мироздания («О, я как брат / Обняться с бурей был бы рад! / Глазами тучи я следил, / Рукою молнии ловил»). Его взволновала встретившаяся на пути молодая грузинка; он победил барса. Но одновременно он и страшился стихийных сил («Все лес был, вечный лес кругом, / Страшней и гуще каждый час; / И миллионам черных глаз / Смотрела ночи темнота / Сквозь ветви каждого куста...»). Естественная среда угрожала М., он не смог преодолеть ее дикость, необузданность. Сжиться с ней ему не было дано («И смутно понял я тогда, / Что мне на родину следа / Не проложить уж никогда»). Символическим выражением тщетности желаемой гармонии стало невольное возвращение к монастырю и услышанный звон колокола.
М. терпит поражение, но это не отменяет порыва к свободе, жажды гармонии с природой, с бытием. Уже сам по себе этот порыв — символ непримиренного, неуспокоенного и мятежного духа. Несмотря на то что сила духа угасает без «пищи» и М. ищет «приют» «в раю, / В святом заоблачном краю», он все-таки готов променять «рай и вечность» на вольную, полную опасностей жизнь в стране отцов. Страдания и тревоги героя умирают вместе с ним; желанная свобода не достигнута.
9. М.Ю. Лермонтов. Роман "Герой нашего времени".
Бэла
Вера
Вернер
Вулич
Грушницкий
Княжка Мери
Максим Максимыч
Печорин Григорий Александрович
«Ундина»
10. Н.В. Гоголь. Пьеса "Ревизор".
Антон Антонович Сквозник-Дмухановский, городничий.
Анна Андреевна, жена его.
Марья Антоновна, дочь его.
Лука Лукич Хлопов, смотритель училищ.
Жена его.
Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин, судья.
Артемий Филиппович Земляника, попечитель богоугодных заведений.
Иван Кузьмич Шпекин, почтмейстер.
(Петр Иванович Добчинский
Петр Иванович Бобчинский) - городские помещики
Иван Александрович Хлестаков, чиновник из Петербурга.
Осип, слуга его.
Христиан Иванович Гибнер, уездный лекарь.
(Федор Иванович Люлюков
Иван Лазаревич Растаковский
Степан Иванович Коробкин) - отставные чиновники, почетные лица в городе.
Степан Ильич Уховертов, частный пристав.
(Свистунов
Пуговицын
Держиморда) - полицейские
Абдулин, купец.
Февронья Петровна Пошлепкина, слесарша.
Жена унтер-офицера.
Мишка, слуга городничего.
Слуга трактирный.
Гости и гостьи, купцы, мещане, просители.
11. Н.В. Гоголь. Повесть "Шинель".
Башмачкин Акакий Акакиевич
12. Н.В. Гоголь. Поэма "Мёртвые души".
Капитан Копейкин
Коробочка Настасья Петровна
Манилов
Ноздрев
Плюшкин
Собакевич Михаил Семеныч
Чичиков Павел Иванович
ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XIX ВЕКА.13. А.Н. Островский. Пьеса "Гроза".
Савел Прокофьевич Дикой, купец, значительное лицо в городе.
Борис Григорьевич, племянник его, молодой человек, порядочно образованный.
Марфа Игнатьевна Кабанова (Кабаниха), богатая купчиха, вдова.
Тихон Иванович Кабанов, её сын.
Катерина, жена его.
Варвара, сестра Тихона.
Кулигин, мещанин, часовщик-самоучка, отыскивающий перпетуум мобиле (вечный двигатель).
Ваня Кудряш, молодой человек, конторщик Дикова.
Шапкин, мещанин.
Феклуша, странница.
Глаша, девка в доме Кабановой.
Барыня с двумя лакеями, старуха 70 лет, полусумасшедшая.
Городские жители обоего пола.
Действие происходит в городе Калинове, на берегу Волги, летом. Между третьим и четвертым действиями проходит десять дней.
14. И.С. Тургенев. Роман "Отцы и дети".
Базаров Василий Иванович
Базаров Евгений Васильевич
Базарова Арина Власьевна
Катя
Кирсанов Аркадий Николаевич
Кирсанов Николай Петрович
Кирсанов Павел Петрович
Кукшина Авдотья (Евдоксия) Никитишна
Одинцова Анна Сергеевна
Ситников
15. И. А. Гончаров. Роман "Обломов".
Волков
Судьбинский
Пенкин
Алексеев
Тарантьев
Обломов Илья Ильич
Захар
Штольц Андрей Иванович
Ильинская Ольга Сергеевна
Марья Михайловна
Мухояров Иван Матвеевич
Пшеницына Агафья Матвеевна
16. Н. А. Некрасов. Поэма "Кому на Руси жить хорошо".
Вертенников Павлуша
Влас
Глеб
Гриша Добросклонов
Елена Александровна
Ипат
Корчагина Матрёна Тимофеевна
Кудеяр-атаман
Лавин Клим Яковлевич
Нагой Яким
Оболт-Оболдуев Гаврила Афанасьевич
Овсянников
Петров Агап
Поливанов
Савелий
Трофим (Трифон)
Утятин (Последыш)
Фогель Христьян Христианович
Шалашников
Яков
«Нет крепи — нет помещика, / До петли доводящего / Усердного раба, / Нет крепи — нет дворового, / Самоубийством мстящего/ Злодею своему».
17. Сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина. "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил", "Дикий помещик", "Премудрый пескарь".
18. М. Е. Салтыков-Щедрин. "История одного города".
Градоначальники. Исчезнование города при попытке уйти низину. История прекратила своё существование.
18а. Л. Н. Толстой. Роман-эпопея "Война и мир".
Ростовы:
Ростов Андрюша
Ростов Илья Андреевич
Ростов Николай Ильич
Ростов Петр Ильич
Ростова Вера Ильинична
Ростова Наталья (урожд. Шиншина)
Ростова Наташа, дочь Ильи и Натальи Ростовых, в браке графиня Безухова, вторая жена Пьера.
Ростова Наташа, дочь Николая Ростова и Марьи Болконской.
Соня
Болконские:
Болконская Елизавета, жена князя Андрея
Болконская Марья Николаевна (княжна Марья)
Болконский Андрей Николаевич
Болконский Николай Андреевич
Болконский Николай Андреевич
Курагины:
Анатолий Курагин
Курагин Василий Сергеевич
Курагин Ипполит
Курагина Алина
Курагина Елена (Элен)
Безуховы:
Безухов Кирилл Владимирович
Безухов Пьер
Друбецкие:
Друбецкая Анна Михайловна
Борис Друбецкой
18б. Ф. М. Достоевский. Роман "Преступление и наказание".
Родион Романович Раскольников
Пульхерия Александровна Раскольникова
Авдотья Романовна Раскольникова
Петр Петрович Лужин
Дмитрий Прокофьевич Разумихин
Семён Захарович Мармеладов
Катерина Ивановна Мармеладова
Софья Семёновна Мармеладова
Аркадий Иванович Свидригайлов
Марфа Петровна Свидригайлова
Андрей Семёнович Лебезятников
Порфирий Петрович
Амалия Людвиговна (Ивановна) Липпевехзель
Алёна Ивановна
Лизавета Ивановна
Зосимов
Заметов Александр Григорьевич
19. Н. С. Лесков. "Очарованный странник".
Груша
Иван Северьяныч Флягин
КОНЕЦ XIX НАЧАЛО XX ВЕКОВ.
20. А. П. Чехов. Рассказы: "Студент" (о Иисусе и Петре, связь прошлого с настоящим), "Ионыч" (Котик, Ионыч), "Человек в футляре" (Беликов, влюблённый в Вареньку, проблема общества: люди, живущие в футляре), "Дама с собачкой" (Ялта, две перелётные птицы, Дмитрий Дмитрич Гуров, Анна Сергеевна фон Дидериц), "Смерть чиновника" (Иван Дмитрич Червяков, Бризжалов, апчхи, пардон и смерть), "Хамелеон" (Очумелов, собака, Хрюкин, Елдырин, изменение отношения Очумелова к собаке и Хрюкину в зависимости от владельца собаки).
21. А. П. Чехов. Пьеса "Вишнёвый сад".
Комедия
Аня
Варя (Варвара Михайловна)
Гаев Леонид Андреевич
Дуняша
Епиходов Семён Пантелеевич
Лопахин Ермолай Алексеевич
Раневская Любовь Андреевна
Симеонов-Пищик Борис Борисович
Трофимов Петя
Фирс
Шарлотта Ивановна
Яша
22. И. А. Бунин. Рассказы: "Чистый понедельник" (Они, странная она, не до конца близкие отношения, мысли о послушании, о монастыре, о змии, чистый понедельник, их ночь, письмо - она уехала в Тверь, он пил, опускался, восстанавливался, поехал в Кремль - увидел её среди монахинь, несущих Хоругви), "Господин из Сан-Франциско" (Господин на пароходе приезжает отдыхать с семьёй, затем их перевозят на Капри, они больны морское болезнью, и в библиотеке господин падает, извиваясь - душно, воротник, его переносят в плохую комнату, прячут, он умирает, не заказывают гроб, а в коробке из под содовой везут в трюме того же корабля домой.)
ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА XIX ВЕКА.
23. М. Горький. "Старуха Изергиль".
Бессарабия, рассказчик и Изергиль. Они лежали и разговаривали. Три истории: Ларра - тень, история любви и встреч старухи - песня, Данко - голубые искры.
24. М. Горький. Пьеса "На дне".
Пьеса содержит в себе как бы два параллельных действия. Первое — социально-бытовое и второе — философское. Оба действия развива¬ются параллельно, не переплетаясь. В пьесе существуют как бы два плана: внешний и внутренний.
Михаил Иванов Костылев, 54 года, содержатель ночлежки.
Василиса Карповна, его жена, 26 лет.
Наташа, ее сестра, 20 лет.
Медведев, их дядя, полицейский, 50 лет.
Васька Пепел, 28 лет.
Клещ, Андрей Митрич, слесарь, 40 лет.
Анна, его жена, 30 лет.
Настя, девица, 24 года.
Квашня, торговка пельменями, под 40 лет.
Бубнов, картузник, 45 лет.
Барон, 33 года.
Сатин, Актер - приблизительно одного возраста: лет под 40.
Лука, странник, 60 лет. Алешка, сапожник, 20 лет.
Кривой Зоб, Татарин - крючники.
Несколько босяков без имен и речей.
25. А. А. Блок. Поэма "Двенадцать".
Революция.
26. В.В. Маяковский. "Облако в штанах".
Любовь, проблема поэзии, поэта.
27. А.А. Ахматова. Поэма "Реквием".
Очереди женщин, стоящих у стен тюрьмы, ждущих приговора, ждущих мужей, сыновей. Их боль, воспетая Ахматовой. Просьба поставить памятник не на Родине, не в саду, а здесь, где стояли они всё.
28. М. А. Шолохов. "Тихий Дон".
Аксинья
Григорий Мелехов
Дарья
Ильинична
Листницкий
Мишка Кошевой
Наталья
Старое казачество
29. М. А. Шолохов. "Судьба человека".
Описание плена у немцев, герой Андрей Соколов, шофёр рассказал малознакомому человеку свою судьбу.
30. М. А. Булгаков. Роман "Мастер и Маргарита".
Азазелло
Бегемот
Берлиоз Михаил Александрович
Варенуха Иван Савельевич
Воланд
Гелла
Иван Бездомный (Понырев Иван Николаевич)
Иешуа Га-Ноцри
Коровьев/Фагот
Левий Матвей
Лиходеев Степан Юогданович
Маргарита Николаевна
Мастер
Понтий Пилат
Римский Григорий Данилович
31. А. Т. Твардовский. Поэма "Василий Тёркин" ( "Переправа" (Тёркин выплыл), "Два бойца" (Старик и старуха, часы), "Поединок" (С немцем дрался), "Смерть и воин" (Разговором разубедил смерть).
32. Б. Л. Пастернак. Роман "Доктор Живаго"
Лара, Тоня, Юрий и Евграф, Комаровский.
33. А. П. Платонов. "Возвращение".
34. А. И. Солженицын. "Матрёнин двор".
Праведница.
35. А. И. Солженицын. Повесть "Один день из жизни Ивана Денисовича". Счастливые тюремные дни Шухова.